Свойства воды для детей

Родители, вспомните себя маленькими. Как только вы научились ходить (впрочем, даже только ползать) и что-то понимать в происходящем вокруг, вас тут же потянуло на исследования.

Не исключено, что именно вода оказалась первым и любимым вашим объектом.

Вода, как развлечение для детей

Дождик, лужи, речка, море и просто «ванный океан» таили в себе массу открытий!

Вода бывает холодная и теплая, она наливается и выливается, брызгается и замерзает, в ней водятся пузыри и тонут всякие предметы.

А ведь есть такие, которые и не тонут. А еще водичкой можно что-то намочить, а потом это что-то быстро или долго высыхает… Одним словом, всех талантов воды просто не перечесть. И если вы думаете, что водноинтеллектуальные процедуры (пусть и без особой направленности) прошли даром, значит, ошибаетесь!

На самом деле, все эти открытия не пустое баловство — они полезно тренируют логическое мышление уже двух-трехгодичного крохи, откладываются в памяти и здорово «всплывают» позже, когда будущие Ломоносовы и Кулибины приступают к изучению школьных наук.

А пока же просто стоит организовать малышу поле для исследований — познакомить детку с талантами загадочной «аш-два-о» и закрепить это знакомство несложными опытами. И все это играючи!

Игра: Буль-буль-подготовка

Сразу скажем, до батискафа или акваланга дело вряд ли дойдет, потому как нам в данное время нужна минимальная глубина раковины, тазика или ванны. Иногда бывает достаточно даже кастрюльки или глубокого подноса, в которых маленькие игрушки могут пуститься в плавание.

Родителям стоит хорошенько вымыть (продезинфицировать) игровую тару, подготовить игрушки:

коробки из-под киндерсюрпризов,
пластмассовые бутылки,
стаканчики и коробочки из-под масла или сметаны,
ложечки,
пластиковые тарелочки,
моечные губки,
мячики резиновые и для пинг-понга и т. п.

Не забудьте приготовить и тряпку для протирания возможных луж. Если ребенок желает играть-плескаться в ванной, то ее стенки для полного комфорта желательно предварительно согреть струей горячей воды. Дно ванны хорошо бы устелить вырезанным по форме куском поролона, чтобы вашему непоседе было наиболее удобно.

Не забывайте, что кожа крохи очень нежная, поэтому водноигровые процедуры могут продолжаться максимум 40–60 минут.

Хорошо бы совмещать их с купанием, особенно если ваш малыш не очень-то радуется перспективе мытья.

И еще. Играя с детками, избегайте сложных объяснений. Вы просто показываете и комментируете происходящее простыми двусложными предложениями («вода льется», «мячик плавает»), дополнительно обращая внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера, веса, с отверстиями или без них.

Карапуз пока не может проводить и сравнительный анализ, однако уже одно визуальное знакомство с разными проявлениями воды немаловажно. Пусть кроха просто слушает, наблюдает и по желанию повторяет за вами все действия, хорошо тренируя при этом мелкую моторику.

Интересно:  Роль чистой воды в жизни человека
Интересно:  Умягчение воды

Итак, начинаем играть!

Водная игра: Наливалки-измерялки

  • Малышу будет интересен сам процесс движения водички. Покажите детке, что можно налить воду в стаканчик из-под крана, а можно из другого стаканчика или даже из бутылки.
  • Поэкспериментируйте со струйкой воды — сначала тоненькой, и тогда стаканчик будет наполняться медленно, а потом струйкой посильнее, которая наполнит емкость очень-очень быстро.
  • Пусть кроха сам попробует налить воду в разные емкости — баночки, бутылочки разного размера, фактуры и объема. А вы поясните, что водичку можно налить во что угодно — в любимую чашечку, в чайную и столовую ложечки, в половник и тарелочку — и водичка «оденется» в любые одежки.
  • А теперь удивите малыша измерениями — проверьте, сколько маленьких стаканчиков уместится в бутылке. Лейте воду из стаканчика в бутылку (при помощи воронки) и делайте отметки цветным маркером, как только вольете очередную порцию. Наполнили бутылку? А теперь посмотрите, сколько же стаканчиков ей пришлось «выпить», сколько стаканчиков «проглотила» пластиковая бутылка?
Если ваш карапуз быстро утомляется и бутылочные наполнения вам не совсем подходят, ограничьтесь наливанием водички в пластиковый стаканчик столовой ложечкой.

Главное, вести учет. Кстати, таким образом можно учить счет, но если кроха пока с цифрами знаком слабо, просто ограничьтесь выводом «очень много».

Водная игра: Откуда пузырьки?

Спросите у малыша, что будет, если мы пустую бутылочку будем опускать на дно тазика или ванны? Она заполнится или останется пустой?

Конечно, ребенку станет интересно, как поведет себя бутылочка, которую мы будем погружать в воду, держа ее разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх или вниз горлышком).

На поверхность дружной стайкой выскочат пузырьки — большие и маленькие! Откуда они взялись?

Объясните крохе, что пузырьки из воздуха и прятались они в бутылке, ведь воздух невидимый и очень легкий. А вот когда в бутылку стала попадать тяжелая водичка, она «выгнала» воздух, и он убежал вверх.

Пузырьки исчезли? Значит, бутылка наполнилась водой полностью — воздуха в ней нет совсем. Весь вышел.

А если пустую бутылку закрыть и опускать под воду? Она прыг — и выскочила. А если еще раз опустить и придержать «попрыгунью» ручкой? Все равно выскакивает!

Потому что в бутылке спрятался воздух, а он намного легче воды, вот и поднимает бутылочку вверх!

А если эту же самую бутылку заполнить наполовину и опустить в воду? Она будет плавать под наклоном — та часть, где «поселилась» водичка, плавает под водой.

А потом наполните бутылку до верха и закройте крышкой. Что же теперь происходит? Бутылка улеглась на дно, потому что тяжелая и в ней совсем нет воздуха. Кстати, такие же опыты можно проводить и на меньшей площади, воспользовавшись тазиком и заменив бутылку коробочкой от киндер-сюрприза.

Интересно:  Какой водой поливать цветы
Интересно:  Вода как растворитель

Водная игра: Оказываем давление

Немножко усложним игру и покажем детке, как водичка выгоняет, выдавливает из бутылки легкий воздух. Для этого в стенках пластмассовой бутылки (предпочтение отдаем таре из плотного пластика) делаем дырочки. Протыкаем бутылку ножницами и проворачиваем их вокруг своей оси.

Лучше сделать на разных бутылках несколько дырочек разного размера:

  • в ряд, горизонтально, то есть по кругу и на любом расстоянии друг от друга;
  • в ряд, вертикально;
  • в ряд, по спирали, снизу доверху вокруг всей бутылки;
  • хаотично по всей бутылке;
  • в дне бутылки (одно или несколько — одинакового и разного размера).

А теперь пробуем наливать водичку в такие продырявленные посудины (делаем это под разным напором). Погружайте бутылки под воду (можно заткнуть рукой горлышко), а затем доставайте и смотрите, как водичка выливается через дырки — сначала быстро, а затем все медленнее. И наконец — вся вытекла!

Обратите внимание малыша: чем больше в бутылке водички, тем быстрее она выливается из дырочек. И струйки этого бутылочного «душа» ровные и длинные.

Когда же водичка заканчивается, струйки слабеют и превращаются в маленькие капельки.

Водная игра: Тонет или плавает?

Ну а теперь попробуем выяснить, какие (кроме уже известной пустой бутылки) предметы тонут в воде, а какие нет. Итак, устраиваем купание — бросаем в водичку предметы из разных материалов: деревянную и резиновую игрушки, оловянного солдатика, бутылочные пробки, коробочки-киндер-сюрпризы, кусочки ткани, листочек бумаги.

Можно погрузить в воду кусочек пробки или пенопласта, а также поролоновые губки, камушки, шишки, палочки и т. д.

Понаблюдаем, что утонуло сразу, что через какое-то время, когда намокло, а что не утонуло совсем и продолжает спокойненько плавать на поверхности.

На чем акцентируем внимание карапуза

  • Камушки и железяки ушли на дно сразу — быстро-быстро, потому что тяжелые. Листочек и тряпочка поплавали-поплавали, а потом намокшие ушли на дно. Зато игрушки, деревяшки и пенопласт преспокойненько продолжают качаться на маленьких волнах. Потому что они не ПРОМОКАЮТ! Вот так-то!
  • А как проверить? Достаем тряпочку или поролоновую губку и сжимаем в руке. Что происходит? Из тряпочек потекла водичка, которая и потянула их на дно.
  • А теперь пусть ребенок попробует поймать оставшихся на поверхности «пловцов» двумя пальчиками. Получилось? А теперь словить ложечкой.
  • Трудновато? А теперь пытаемся ухватить несколько вещичек ковшиком. Опа!
  • Оказывается в ковшик тоже набирается водичка, и в нем наши «трофеи» продолжают плавать!
  • А если поймать дуршлагом или ситечком? Раз — и готово! А главное, водичка вся вытекла.
  • Кстати, спросите у малыша, можно ли набрать водичку в сито? Молчит? Тогда пусть попробует опытным путем.
Интересно:  Когда вода считается святой на праздник Крещения

Водная игра: Чуть-чуть Архимеда

Выбираем несколько предметов (желательно разного размера), которые тонут в воде. Наливаем немного воды в бутылку с отрезанной верхушкой. Готово? Пусть карапуз отметит уровень водички маркером. А теперь фокус — опускаем один из предметов в бутылку.

Интересно:  Когда вода считается святой на праздник Крещения

Что мы видим? Водичка поднялась выше отметки, хотя мы не доливали ни единой капельки. Бросим в бутылку один за одним другие вещички — водичка поднимается все выше и выше. Вот так история! Оказывается, разные предметы могут поднимать водичку вверх, занимая ее место!

А если бросать в бутылку предметы и маркером отмечать, на сколько всякий раз поднимается водичка, кроха поймет — чем больше и тяжелее предмет, тем выше «убегает» вверх вода.

Наполним тарелку водой до краев. Кладем ложку — и вода тут же перельется через край. Вот почему мамочка всегда наливает немного супчика в тарелку!

Водная игра: Растворяем!

Эти игровые опыты все малыши принимают на ура. Итак, приступаем. Сначала пробуем подкрасить воду акварельными красками. Для деток перевоплощение бесцветной воды — просто чудеса да и только. Потерли кисточкой о какой-то цветной кубик или кружок, опустили кисточку в воду, поболтали ею — и вдруг вода в банке стала чуть-чуть зеленой (синей и т. д.).

Снова повозили кисточкой по кубику, опустили в баночку — водичка стала еще ярче. Значит, она растворяет твердые (в этот акварельный кубик можно пальчиком потыкать) краски и делает их жидкими. А иначе пришлось бы рисовать, как мелками или карандашами.

Обязательно предложите крохе еще одну игру — смешивание.
Растворите в небольшом количестве воды синюю краску, а потом добавьте туда же желтой (пусть малыш сам воочию убедится, какая краска у вас на кисточке).

И вот чудеса — водичка стала зеленой! Значит, она умеет еще смешивать и «придумывать» другие цвета.

Кстати, а что еще можно растворить в воде, кроме красок? Например, сахар (или мед). Пусть кроха наберет в ложечку несколько крупинок сахарного песка и добавит чуть-чуть водички. Вот это да! Сахаринки куда-то исчезают. А если теперь попробовать содержимое ложечки? Сладенько! Оказывается, сахар растворился и подсластил водичку.

Что же еще растворить? Конечно же, соль. А еще — смешать холодную водичку с горячей, чтобы получилась приятно-тепленькая. А еще можно растворить в теплой кипяченой воде ложку варенья — получится вкусный компотик!

Ну и напоследок смешаем с водичкой несколько капелек шампуня и весело побарахтаемся в водичке. Ага! Получились пенные сугробчики. И это тоже умеет «смешная» водичка!

Приятного времяпровождения с ребенком!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *